Трегубова О.Н.,
МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева, заместитель директора по УВР,
г. Тобольск.
Анализ слабых и сильных сторон образовательной системы возможностей ограничений и рисковпозволила сделать вывод о достаточно результативной педагогической деятельности школы на предшествующем этапе развития и определить ряд проблем:
- невысокая степень мотивации к учению у отдельных учащихся;
- дефицит предметных компетенций по результатам ВПР по русскому языку в 5-6 классах;
- невысокий уровень предметных компетенций прибывших учителей – предметников.
Вместе с тем, анализ инновационной обстановки в школе, инновационных возможностей коллектива, в том числе информационное и материально-техническое обеспечение, надежных связей с социальными партнерами, активной позиции и вовлеченности в образовательный процесс родительского сообщества свидетельствует о готовности администрации, педагогического коллектива, коллектива учащихся и родителей к дальнейшему развитию школы как образовательного заведения, призванного обеспечить качественное образование обучающихся.
Проведенный анализ структурирования проблем позволил разработать концепцию развития школы, определить цели, задачи, «дорожную карту» по реализации эффективных технологий при переходе в новый режим функционирования школы.
Разрабатывая Программу развития в рамках проекта 500+ и выделяя проблемы, мы ориентировались на внутренние и внешние ресурсы и возможности школы и города.
Проблема: прибытие учащихся с низкой учебной мотивацией, разным уровнем обученности.
За последние три года отмечается положительная динамика изменения качества обучения. Школа продолжает работать над совершенствованием учебного процесса в соответствии с задачами Программы развития школы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья; над развитием компонентов открытого образовательного пространства, тесной связи с родителями учащихся и общественностью; над созданием положительного эмоционального поля взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», «учитель-учитель» в рамках расширения образовательного пространства, создания интеллектуально-творческой среды; над созданием условий продуктивной исследовательской, творческой, социально активной деятельности, определяющей стратегию развития личности каждого школьника и обозначающей опережающие цели развития каждого ученика (в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка»). Для повышения качества обучения шире используются возможности цифровой образовательной среды, дистанционные образовательные технологии. Положительная динамика изменения общей и качественной успеваемости по ВПР наблюдается по всем предметам во всех классах.
Проблема: прибытие в 11 класс учащихся с низкой учебной мотивацией, разным уровнем обученности (открытие нового корпуса школы, увеличение контингента).
В школе отработана вариативная система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации через индивидуальный образовательный маршрут ученика старшей школы, которая включает подготовку на уроке, предметные курсы по выбору, дополнительные занятия, консультации, мониторинг обученности — ведение карт сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Отрабатываются навыки выполнения тестовых заданий с использованием электронных ресурсов.
Исходя из стандартов среднего общего образования и требований, которые предъявляются к уровню формирования предметных компетенций, результаты ГИА говорят о сформированности ключевых предметных компетенций выпускников школы. Незначительное снижение среднего балла по результатам ЕГЭ наблюдается математике.
Проблема: сплочение вновь созданных классных коллективов.
Режим работы в условиях школы продлённого дня позволил создать условия для дополнительных занятий по выбору обучающихся. В рамках реализации проекта «Школа – центр воспитательной и досуговой работы в микрорайоне» на базе культурно-спортивного центра школы функционируют разнообразные кружки, секции, объединения по интересам, деятельность которых предоставляет детям возможность самореализации, развития способностей.
Организация внеурочной занятости стала возможной благодаря активному сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования различных ведомств (комитет по делам молодежи, комитет по физкультуре и спорту). Продолжилось успешное сотрудничество с ДЮСШ №2, ДЮСШ№1, МАУ ДО «ДДТ».
Проблема: увеличение кадрового состава педагогов в связи с формированием новых классных коллективов с 1-11 классы (с открытием нового корпуса 50% педагогов пришли из других школ, 14% — молодые педагоги).
В школе сформирован квалифицированный кадровый состав численностью 109 человек, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Из них 104 педагога имеют высшее педагогическое образование, 4 кандидата наук (педагогических, филологических, физико математических). Численность педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет 33 человека, первую квалификационную категорию – 49 человек. 3 педагога школы имеют звание «Отличник народного просвещения», 15 учителей награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ, 5 педагогов имеют региональные награды.
Педагогический коллектив постоянно пополняется молодыми специалистами, с которыми в рамках наставничества осуществляется кропотливая работа по профессиональной адаптации. Молодые специалисты активно включаются в деятельность по непрерывному образованию и участию в конкурсном движении.
Целенаправленная работа по обеспечению устойчивого роста профессионализма педагогического коллектива рассматривается администрацией школы как условие повышения качества образования обучающихся. Одним из ключевых направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Школа ежегодно диссеминирует опыт педагогов на конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и мероприятиях различного уровня. Кроме этого, опыт работы педагогов школы ежегодно представляется на всероссийских, региональных и муниципальных научно-практических конференциях. Результаты опытной и экспериментальной работы опубликованы в различных печатных и интернет-изданиях (за 2019 — 2020, 2020 – 2021учебные года — 75 публикаций) Педагоги школы привлекаются к проведению мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций учителей города Тобольска и Тобольского района.
За 2020 – 2021 учебный год были проведены 3 стажировочных площадки для слушателей по специальности «дошкольное образование» по теме «Организация деятельности воспитателя ДОО с учетом требовании ФГОС ДО» (были даны шесть мастер – классов); для слушателей (преподавателей отделения среднего профессионального образования ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ) по специальностям преподавание в начальных классах и физическая культура по темам: «Организация деятельности учителя начальных классов с учетом требовании ФГОС НОО» и «Организация и проведение занятий по физической культуре и внеурочной работе в общеобразовательной школе» в рамках курсов Центра непрерывного профессионального мастерства педагогических работников «ТОГИРРО». Были даны шесть мастер – классов (Видякиной О.Д., Чулковой Е.А., Лапаевым Е.А., Федюшиной М.М., Леонтьевой Н.А., Чудаевой Т.А., Камальдиновой Е.В.), проведен круглый стол (Трегубовой О.Н., Сабаевой М.В.).
3 форсайт – площадкипо работе с молодыми специалистами;
В течение 2020-2021 учебного года на базе школы проведено 21 заседание городских методических объединенийпо направлению деятельности педагогов. Представили свой опыт работы 75 раз в формате выступлений, мастер – классов, открытых занятий 53 педагога (13 педагогов — дважды) и 9 воспитателей.
Из них:
- пять заседаний ГМО в рамках августовской конференции педагогических работников города Тобольска «Муниципальная система образования: новые возможности развития, стратегические решения». Представили свой опыт работы 16 педагогов и 8 воспитателей.
- пять открытых педагогических лаборатории в рамках городского Марафона учебных предметов по теме «Современный урок: практики обновления» (октябрь 2020г). Представили свой опыт работы 19 педагогов.
- по плану Департамента образования Администрации г. Тобольска проведено на базе школы ещё 11 заседаний ГМО. Представили опыт работы 32 педагога.
В настоящее время школа активно реализует инновационную и опытно-экспериментальную деятельность, является:
- муниципальным ресурсным центром сопровождения введения ФГОС СОО пилотных площадок по раннему введению ФГОС СОО;
- областной пилотной площадкой по апробации внедрения модуля «Тег-регби» в образовательную программу по предмету «физическая культура»;
- площадкой реализации мероприятий областного пилотного проекта «Менделеевские классы» с целью создание единого образовательного пространства «Школа – вуз — предприятие» (соглашение с СИБУРом, РХТУ им. Д.И. Менделеева, и департаментом образования и науки Тюменской области);
- площадкой реализации мероприятий областного пилотного проекта вынесения урока технологии на базу учреждения с высокоорганизованными ученическими местами. Сетевая форма реализации образовательных программ предметной области «Технология»;
- центром реализации мероприятий областного пилотного проекта Российского движения школьников;
С 2021 – 2022 учебного года является пилотной площадкой РАН по реализации проекта «ПиктоМир» (алгоритмизации и проектировании);
- муниципальной пилотной площадкой по реализации модели «бесшовного» (беспрерывного) образования 2021 – 2024 гг.
Наши достижения:
1.Участие в образовательных проектах по повышению квалификации педагогов («Школа новых технологий» — 27 педагогов, «Горизонт» — 10 педагогов, «Учитель будущего» — 5 педагогов, «Школа современного учителя» — 6 педагогов, в рамках реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого», поддержанного Минобрнауки и направленного на формирование культуры непрерывного профессионального и личностного роста, повышения цифровой грамотности населения «IT и арт – технологии» — 23 педагога).
2.Защитили Программу развития школы «МУЛЬТИкомплекс перспективных траекторий: мобильность, уникальность, лидерство, творчество, интеллект» на 2021 – 2027 гг.
3.Вошли в ТОП 100 лучших школ России (победитель конкурса «Лучшая школа 2020»).
4.Вошли в ТОП 100 образовательных организаций юниорского движения ворлдскиллс Россия по итогам 2020 – 2021 уч. года (от Тюменской области).
5. Реализация региональной программы «Одаренные дети»:
— участие детей в олимпиадах возросло на 18 %;
-участие в проектно – исследовательской деятельности возросло на 20 %.
6. В течение 2019 – 2021 гг. качество знаний возросло на 10 %.
7. За 2020 – 2021уч. год – 11 медалистов с аттестатами с отличием.
8. Победы школьных проектов в грантовых конкурсах.
Направление «ГОРОД»: 2019г. «SCHOOl – park»; 2021г. «Красивая школа –
красивый город»
Направление «Комфортная среда и атмосфера сотрудничества»: 2020г. «ИТ-
ЛАГЕРЬ. Летний профориентационный лагерь «ДЕТИ БУДУЩЕГО».
Направление «СПОРТ»: 2020г. «SportTime»
Направление «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»: 2021г. «ЭкоАкваКомплекс»
Перспективы развития школы:
-реализация целевых проектов в рамках Программы развития школы: «Академия успеха», «Сфера N: Школа, События, Личность», «Инженерно–технологический проект», «Школьный кампус», «ПрофессионариУм».
— продолжение работы по созданию «ситуации успеха» для каждого ученика и педагога через расширение образовательного пространства и новых практик в работе.