Где живут книги?
Вопрос интересный.
Мир там, наверное, очень чудесный.
Знаю, что это не дом, не аптека,
Это ведь школьная библиотека!
Информационное пространство 21 века крайне сложное, изменчивое и разнообразно. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решает и школьная библиотека.
Сегодня наша школьная библиотека – это информационный центр, обеспечивающий и координирующий взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей). Библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права учащихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, осуществляющий оперативный доступ ко всему многообразию ресурсов.
Наша библиотека была основана в 1992 году одновременно с основанием школы №16. Читальный зал совмещен с абонементом, поскольку площадь, занимаемая библиотекой, невелика – всего 74,9 кв.м. плюс книгохранилище. Просторный зал библиотеки оборудован на 20 посадочных мест, стеллажами для книг и выставок , 3 компьютера с подключением к интернету, 2 принтера, сканер, проектор.
Имеется уютная зона отдыха. Что помогает нашим ученикам комфортно работать и отдыхать. Всего в нашей школе обучается 1418 учащихся.
Штат библиотеки – два человека: Заведующая библиотекой Араптанова Танзиля Рашитовна, библиотекарь Савенчук Елена Михайловна.
Общий фонд – 36 934 экземпляров книг. Из них:
художественной литературы — 9726,
научно-популярная и методическая литературы – 2969,
справочной литературы – 264,
Фонд учебной литературы – 24 239 экземпляров,
Фонд медиатеки – 120 экземпляров.
Ежегодно проводится подписка на периодические издания. Выбор подписных изданий проводится с учётом пожеланий педагогического коллектива и обращаемости периодических изданий за предыдущий период. В 2019 г. выписано 112 изданий для детей и 19 педагогических изданий.
В соответствии с работой библиотеки и Программой развития школы поставлены следующие цели деятельности:
- Содействие формированию мировоззрения читателей;
- Пропаганда нравственных ценностей;
- Гражданское воспитание учащихся;
- Правовое и эстетическое воспитание школьников;
- Информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности учащихся и педагогов;
Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культуре, библиотека призвана выполнять следующие задачи:
- Способствовать пополнению информационных ресурсов библиотеки;
- Совершенствовать традиционные и внедрять новые технологии информационно-поискового сервиса библиотеки;
- Организация доступную информационно-поисковую систему для учебного обеспечения пользователей;
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя;
- Содействовать формированию информационной культуры учеников.
Планирование работы библиотеки в нашей школе осуществляется в соответствии с учебно-воспитательным планом школы. Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие функции:
- информационную – предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
- образовательную – поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
- культурную – организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Для выполнения данных функций библиотека выпускает различные рекомендательные пособия, указатели литературы, списки, планы чтения, памятки, методические рекомендации, а также использует различные формы и методы, как индивидуальной, так и массовой работы с читателем.
К ним относятся — индивидуальная работа с педагогами, обслуживание в читальном зале, помощь в подготовке к участию в конкурсах, олимпиадах , консультации, беседы. Подбор литературы для написания рефератов, докладов, методических объединений и др.
Для привлечения детей к книге и чтению, проводится множество массовых мероприятий, оформляются выставки. Активно используются формы обучения с использованием информационных технологии. Среди которых, можно выделить следующие виды занятии: виртуальные экскурсии, уроки – знакомства, слайд-шоу и др. В начальной школе широко используются такие формы как литературные праздники, игры, викторины. Например: Литературная викторина «В царстве славного Салтана» по сказкам А.С. Пушкина; Литературная игра «Волшебный мир сказок» для 1-2 кл; Урок- презентация «Любимый писатель детворы» (Жизнь и творчество Э Успенского); Поле чудес «Аптека на огороде и в саду» для 4-5 кл.
В целях формирования культуры учащихся в стенах библиотеки проводятся библиотечные уроки, уроки чтения, библиографические информины, обзоры, практические занятия. В ходе, которых дети обучаются поиску информации с помощью каталогов и картотек, компьютерной грамотности, рациональной работе с книгой. Например: «Структура книги», «Вселенная в алфавитном порядке», «Мир толковых словарей», «Работа с текстом», праздник «Посвящения в читатели», «Выбери меня» (правильный выбор книг и чтения) и т.д.
А применение в мероприятиях наглядности позволяет обучающимся получить максимальное впечатление от представленного материала, стимулирует интерес к теме, способствует усвоению знаний, влияет на активность учащихся.
Библиотека ежегодно проводит общешкольный конкурс «Самый читающий класс» тема определяется с учётом темы года, формы проведения тоже разные. Так в этом году тема звучит «Волшебный мир театра» и посвящен конкурс: Году театра и Десятилетию детства.
Основными задачами конкурса является: развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и позволяет сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе.
Школьная библиотека принимает участие и в городских проектах, таких как «Литературный марафон» 2017-2018уч.г., где участвовала одна команда «Креатив», участники работали над выполнением творческих задании, знакомились с новыми интернет-сервисами.
В результате команда получила диплом 2 степени. В 2018-2019г. участие принимает две команды от школы «Искатели» и «Девчата» которым предстоит выполнить множество различных задании по теме «Первая столица Сибири – Тобольск». Ведется работа по подключению школьной библиотеки к электронным ресурсам Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина и к научной электронной библиотеке. А также библиотека активно внедряет в свою работу использование QR-код.
Все эти формы и методы делают жизнь наших учеников более интересной и познавательной. Школа и библиотека — это одно целое. И наш девиз: «Не заставляй, а заинтересуй, объясни, и это даст свои результаты». Мы все стремимся к тому, чтобы чтение лежало в основе культуры личности, чтобы дети с желанием посещали библиотеку, потому что искренне верим, что если ребёнок полюбит книгу ещё в раннем детстве, эту любовь он сохранит на всю жизнь.